Формирование экспертной группы

Страница 1

Для выявления критериев ассортиментной идентификации муки пшеничной необходимо сформировать экспертную группу. Точность групповой экспертной оценки зависит от числа экспертов в группе. В теории, чем больше группа, тем выше точность и достоверность оценки, но с увеличением количества экспертов увеличиваются затраты на проведение экспертизы и появляется сложность в согласовании мнения экспертов. В зависимости от целей экспертизы количество участников группы может быть от 5 до 15 человек. Для целей нашей экспертизы было решено сформировать группу из 7 человек.

Экспертизу проводят специально подготовленные люди – эксперты, к ним предъявляются определенные требования. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Компетентность

эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.

Компетентность экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

К необходимым личным качествам относятся объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

Компетентность эксперта можно проверить путем проведения самооценки посредством заполнения специальных анкет. Образец анкеты приведен в приложении Б.

При составлении анкеты учитывались следующие требования:

- постановка четко сформулированных вопросов, которые не должны иметь двусмысленного характера и требовать больших дополнительных пояснений;

- понимание экспертом задаваемых ему вопросов с помощью необходимого инструктажа, а в отдельных случаях и предварительного, тренировочного опроса;

- единообразие в составлении анкет и пояснительных записок для облегчения работы с ними;

Но, как известно, самооценка несет в себе долю субъективности. Для снижения субъективности самооценку проводят дифференцированно, что повышает точность результатов. Для этого показатель самооценки определяется как функция двух коэффициентов: знакомства и аргументированности. В предложенной анкете самооценки эксперт отмечает регулярность чтения источников информации и степень знакомства с оцениваемой продукцией.

В процессе обработки результатов каждому пункту анкеты был присвоен определенный коэффициент весомости, степень знакомства также имела свою оценку. Самооценка вычисляется по формуле 1

Ксам.э.=SМэКэ, (1)

где К сам. э.— коэффициент самооценки i-го эксперта;

Мэ — весомость показателей информированности и знакомства;

Кэ — оценка, зависящая от степени информированности и степени знакомства.

На примере данных таблицы 2 проиллюстрируем расчет самооценки.

Таблица 2 – Данные самооценки эксперта 1.

Источники информации

Регулярность чтения

Весомость показателей

Часто и регулярно

К =10

Часто но не регулярно

К =7,5

Редко

К=2

Не читаю

К=0

1 Отечественная и зарубежная литература

0,1

+

2 Нормативная документация на оцениваемую продукцию

0,2

+

3 Периодические издания по данному вопросу

0,13

+

4 Фирменная информация (каталоги, проспекты и др)

0,1

+

1 Непосредственное знакомство с образцами данной продукции, её потребление

0,12

+

2 Участие в экспертизах данной продукции

0,14

+

3 Знакомство с вопросами производства данной продукции (опыт работы на предприятиях и пр.)

0,1

+

4 Научно-исследовательские познания данной темы (научно-исследовательская деятельность в данной области, написание работ)

0,11

+

Страницы: 1 2


Материалы по теме:

Показатели качества
Соки ягодные в зависимости от используемого сырья выпускают в ассортименте со следующими дополнительными торговыми наименованиями: черничный, брусничный, клюквенный. Согласно ГОСТ 657-79 соки ягодные должны соответствовать органолептическим, физико-химическим показателям. Органолептические показате ...

Расчет количества блюд
После определения числа питающихся разрабатываем производственную программу предприятия (составляем меню, устанавливаем количество блюд каждого наименования). Расчет блюд, реализуемых за день, производится по формуле: n=N*m(2) N – количество потребителей m – коэффициент потребления блюд (для рестор ...

Показатели качества ликеро – водочных изделий, розлив и хранение
Показатели качества ликеро-водочных изделий. Качество ликеро-водочных изделий определяют по органолептическим и физико-химическим показателям. Органолептически оценивают внешний вид изделия (упаковку, маркировку, объём, прозрачность), цвет, вкус и запах. Изделия должны быть прозрачными, без мути и ...


Разделы

© 2014-2019 Copyright www.foodtours.ru