Для выявления критериев ассортиментной идентификации муки пшеничной необходимо сформировать экспертную группу. Точность групповой экспертной оценки зависит от числа экспертов в группе. В теории, чем больше группа, тем выше точность и достоверность оценки, но с увеличением количества экспертов увеличиваются затраты на проведение экспертизы и появляется сложность в согласовании мнения экспертов. В зависимости от целей экспертизы количество участников группы может быть от 5 до 15 человек. Для целей нашей экспертизы было решено сформировать группу из 7 человек.
Экспертизу проводят специально подготовленные люди – эксперты, к ним предъявляются определенные требования. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.
Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.
Компетентность
эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.
Компетентность экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.
К необходимым личным качествам относятся объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.
Компетентность эксперта можно проверить путем проведения самооценки посредством заполнения специальных анкет. Образец анкеты приведен в приложении Б.
При составлении анкеты учитывались следующие требования:
- постановка четко сформулированных вопросов, которые не должны иметь двусмысленного характера и требовать больших дополнительных пояснений;
- понимание экспертом задаваемых ему вопросов с помощью необходимого инструктажа, а в отдельных случаях и предварительного, тренировочного опроса;
- единообразие в составлении анкет и пояснительных записок для облегчения работы с ними;
Но, как известно, самооценка несет в себе долю субъективности. Для снижения субъективности самооценку проводят дифференцированно, что повышает точность результатов. Для этого показатель самооценки определяется как функция двух коэффициентов: знакомства и аргументированности. В предложенной анкете самооценки эксперт отмечает регулярность чтения источников информации и степень знакомства с оцениваемой продукцией.
В процессе обработки результатов каждому пункту анкеты был присвоен определенный коэффициент весомости, степень знакомства также имела свою оценку. Самооценка вычисляется по формуле 1
Ксам.э.=SМэКэ, (1)
где К сам. э.— коэффициент самооценки i-го эксперта;
Мэ — весомость показателей информированности и знакомства;
Кэ — оценка, зависящая от степени информированности и степени знакомства.
На примере данных таблицы 2 проиллюстрируем расчет самооценки.
Таблица 2 – Данные самооценки эксперта 1.
Источники информации |
Регулярность чтения | ||||
Весомость показателей |
Часто и регулярно К =10 |
Часто но не регулярно К =7,5 |
Редко К=2 |
Не читаю К=0 | |
1 Отечественная и зарубежная литература |
0,1 |
+ | |||
2 Нормативная документация на оцениваемую продукцию |
0,2 |
+ | |||
3 Периодические издания по данному вопросу |
0,13 |
+ | |||
4 Фирменная информация (каталоги, проспекты и др) |
0,1 |
+ | |||
1 Непосредственное знакомство с образцами данной продукции, её потребление |
0,12 |
+ | |||
2 Участие в экспертизах данной продукции |
0,14 |
+ | |||
3 Знакомство с вопросами производства данной продукции (опыт работы на предприятиях и пр.) |
0,1 |
+ | |||
4 Научно-исследовательские познания данной темы (научно-исследовательская деятельность в данной области, написание работ) |
0,11 |
+ |
Материалы по теме:
Исследование влияния температуры второго нагревания сгустка на выход и
качество готового продукта
Учитывая необходимость второго нагревания сгустка при выработке творога, возникает проблема выбора режима второго нагревания. С этой целью был проведен эксперимент для выявления зависимости органолептических показателей творога от температуры второго нагревания сгустка. Для изучения влияния темпера ...
Существующее оборудование для выпечки песочного печенья
шкаф электропекарный двухсекционный Сегодня в мире используются три типа специальных печей: – подовые статические печи (нагревательные элементы в такой печи расположены сверху и снизу), к этому виду относится и русская печь, и национальные печи с выпечкой песочного печенья на камне, тандуры и т.п. ...
Составление таблиц реализации блюд
Для того что бы произвести расчёт оборудования необходимо составить таблицу реализации блюд по часам работы зала. Эта таблица составляется на основе расчётного меню и графика загрузки зала. При составлении определяется количество блюд, реализуемое за каждый час. Количество блюд, реализуемых за кажд ...