Формирование экспертной группы

Страница 1

Для выявления критериев ассортиментной идентификации муки пшеничной необходимо сформировать экспертную группу. Точность групповой экспертной оценки зависит от числа экспертов в группе. В теории, чем больше группа, тем выше точность и достоверность оценки, но с увеличением количества экспертов увеличиваются затраты на проведение экспертизы и появляется сложность в согласовании мнения экспертов. В зависимости от целей экспертизы количество участников группы может быть от 5 до 15 человек. Для целей нашей экспертизы было решено сформировать группу из 7 человек.

Экспертизу проводят специально подготовленные люди – эксперты, к ним предъявляются определенные требования. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Компетентность

эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.

Компетентность экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

К необходимым личным качествам относятся объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

Компетентность эксперта можно проверить путем проведения самооценки посредством заполнения специальных анкет. Образец анкеты приведен в приложении Б.

При составлении анкеты учитывались следующие требования:

- постановка четко сформулированных вопросов, которые не должны иметь двусмысленного характера и требовать больших дополнительных пояснений;

- понимание экспертом задаваемых ему вопросов с помощью необходимого инструктажа, а в отдельных случаях и предварительного, тренировочного опроса;

- единообразие в составлении анкет и пояснительных записок для облегчения работы с ними;

Но, как известно, самооценка несет в себе долю субъективности. Для снижения субъективности самооценку проводят дифференцированно, что повышает точность результатов. Для этого показатель самооценки определяется как функция двух коэффициентов: знакомства и аргументированности. В предложенной анкете самооценки эксперт отмечает регулярность чтения источников информации и степень знакомства с оцениваемой продукцией.

В процессе обработки результатов каждому пункту анкеты был присвоен определенный коэффициент весомости, степень знакомства также имела свою оценку. Самооценка вычисляется по формуле 1

Ксам.э.=SМэКэ, (1)

где К сам. э.— коэффициент самооценки i-го эксперта;

Мэ — весомость показателей информированности и знакомства;

Кэ — оценка, зависящая от степени информированности и степени знакомства.

На примере данных таблицы 2 проиллюстрируем расчет самооценки.

Таблица 2 – Данные самооценки эксперта 1.

Источники информации

Регулярность чтения

Весомость показателей

Часто и регулярно

К =10

Часто но не регулярно

К =7,5

Редко

К=2

Не читаю

К=0

1 Отечественная и зарубежная литература

0,1

+

2 Нормативная документация на оцениваемую продукцию

0,2

+

3 Периодические издания по данному вопросу

0,13

+

4 Фирменная информация (каталоги, проспекты и др)

0,1

+

1 Непосредственное знакомство с образцами данной продукции, её потребление

0,12

+

2 Участие в экспертизах данной продукции

0,14

+

3 Знакомство с вопросами производства данной продукции (опыт работы на предприятиях и пр.)

0,1

+

4 Научно-исследовательские познания данной темы (научно-исследовательская деятельность в данной области, написание работ)

0,11

+

Страницы: 1 2


Материалы по теме:

Состояние и перспективы развития рынка молока и молочных товаров. Классификация. Потребительские свойства молока и молочных товаров: пищевая и диетическая ценность. Значение молока и молочных товаро
Рынок молока и молочных продуктов является одним из важнейших продовольственных рынков, который динамично развивается как в Российской Федерации, так и в ее регионах. Молоко в России традиционно считается продуктом первой необходимости. Продукция молочной промышленности востребована практически все ...

Требования к качеству холодных блюд и закусок
Качество холодных блюд и закусок определяется по: - органолептическими показателями; - физико-химическими показателями; - микробиологическими показателями. Органолептические показатели Все холодные закуски должны быть аккуратно и красиво оформлены, иметь температуру 10 – 120С. Вкус и цвет должны со ...

Пектины
Пектины – самые незаменимые пищевые стабилизаторы, наиболее широко применяющиеся практически во всех отраслях пищевой промышленности. Пектиновые вещества являются весьма важным компонентом растительных клеток, хотя и составляют незначительную часть клеточных стенок (не более 5%). О превращениях пек ...


Разделы

© 2014-2019 Copyright www.foodtours.ru